СТ-Курс - дистанционное обучение сотрудников для развития Вашего бизнеса   

 
   
Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Консалтинг

Обзор модели профессиональной компетенции консультанта

Том Томсон, Джо Бонито
Материал предоставлен Украинской ассоциацией менеджмент консультантов
uamc@iptelecom.net.ua

Содержание

Описание профессиональной компетенции консультанта

В основе модели лежит определение профессиональной компетенции на уровне мотивации и личностных свойств. Каждое профессиональное качество описывается далее, с указанием ряда поведенческих показателей. Под “поведенческим показателем” здесь понимается особая модель поведения, демонстрируемая консультантом в ходе профессиональной деятельности, которая служит иллюстрацией описываемой мотивации или личностного свойства.

Уровень мотивации

Заинтересованное отношение к клиентам

Одним из принципов эффективного предоставления консалтинговых услуг является интерес к клиенту как к человеку (или группе людей). Эффективно работающие консультанты уделяют большое внимание уровню благосостояния и успеху клиентов и получают искреннее удовольствие от контактов и взаимодействия с клиентом. Именно искренний интерес к клиенту служит причиной основанных на взаимопонимании, нередко, длительных отношений с клиентами. Эта же причина позволяет консультанта взглянуть на проблему глазами клиента. Поскольку проблемы клиента существуют в рамках общих приоритетов, целей и стратегических принципов предприятия, интерес к клиенту побуждает консультанта рассматривать проблемы с точки зрения интересов организации в целом.

Кроме того, хотя организация представляет собой совокупность индивидов, консультант, тем не менее, должен рассматривать компанию саму по себе, как единого “клиента”, в ходе всего многообразия отношений взаимодействия с клиентами. Таким образом, профессиональный консультант должен заботиться как об отдельных клиентах, так и о благополучии компании в целом.

Забота о клиенте служит стимулом к тому, чтобы стремиться как можно больше узнать о положении дел у клиента. Поэтому профессиональные консультанты стараются заблаговременно получить как можно больше информации о бизнесе данной компании в целом, а также об отдельных проблемах, с которыми сталкиваются отдельные внутренние клиенты в ходе осуществления своей деятельности.

Показатели поведения консультанта

  • Консультант старается представить, как он повёл бы себя в той или иной ситуации, сложившейся у клиента, чтобы подсказать оптимальное решение.
  • Постоянно исследует обстановку с целью поиска информации о личных и профессиональных проблемах клиента.
  • Использует данные, полученные из предыдущего опыта работы клиента, чтобы спрогнозировать предстоящие ситуации, которых могут быть неожиданными для клиента.
  • Заранее нацеливает внимание клиента на решение не предусматриваемых клиентом проблем.
  • Может детально проанализировать и описать особенности невербального поведения окружающих.
  • Способен дать оценку разноплановых сторон деятельности клиента (например, его профессиональных, технических, управленческих способностей, способностей к саморазвитию и межличностному общению), не вынося при этом личностных суждений.
  • Выражает неподдельную заинтересованность и искренне удивлен, когда не заметил какой-либо важный для клиента фактор.
  • Способен самостоятельно определить, когда его производительность не соответствует требованиям клиента.
  • До того как ознакомиться с технической проблемой, стремится получить информацию о конкретном человеке. Описывает проблемы, принимая во внимание общие особенности эмоционального восприятия людей, типичные в подобных ситуациях, чтобы персонал клиента лучше осознал и смог направить свои эмоции в нужное русло, а также с целью развития взаимопонимания между консультантом и клиентом.
  • Готов выступать как личный друг и советчик по отношению к клиенту.
  • Предупреждает клиента о возможных упущениях, которые могут возникнуть как следствие использования подтверждённых опытом сильных сторон клиента.
  • Убеждает клиента в том, что он обладает определенными положительными свойствами, свойственными только ему.
  • Готов пожертвовать личным временем ради клиентов.
  • Определяет насущные потребности клиента и согласовывает собственный план действий с проблемами клиента.
  • Обеспечивает, чтобы клиент имел полное представление о реалиях данного предприятия и бизнеса в целом, которые могут повлиять на клиента и его программу действий.
  • Заблаговременно ищет способы оказания помощи клиентам.
  • Думает о проблемах и заботах клиента не только в рабочее время; например, находясь в душе, в метро, или ожидая самолёта в аэропорте. Иными словами, консультант всегда помнит о клиенте.
  • Проявляет в межличностном взаимодействии с клиентом способность к сопереживанию, а также тёплое, сердечное отношение, характеризующееся неизменно положительной эмоциональной окраской, и искренность.

Желание оказать положительное влияние

Высокопрофессиональный консультант всегда стремится к тому, чтобы оказать положительное влияние на клиента, ситуацию, в которой находится клиент, или корпорацию. Используя терминологию теории мотивации Д.Макклеланда, можно сказать, что у высокопрофессиональных консультантов имеется большая потребность в воздействии на окружающих (“socialized power”).

Поскольку консультанты стремятся оказать положительное влияние, они активно занимаются решением вопросов развития способностей к управлению, а также стратегическим аспектам своей деятельности, и помогают клиентам сконцентрировать своё внимание на данных вопросах. Профессиональные консультанты осознают тот факт, что не на всех людей можно воздействовать одинаково - например, приводя фактическую информацию, или используя финансовые стимулы. Желание повлиять на клиента стимулирует развитие целого ряда навыков воздействия.

Особенности поведения консультанта
 

  • Самостоятельно предпринимает действия, позволяющие оперативно произвести обмен информацией с клиентами.
  • Указывает на положительные качества человека, прежде чем высказывать несогласие с чьей-то точкой зрения.
  • Предупреждает клиентов о несбалансированности возможностей, которая может отрицательно повлиять на эффективность работы.
  • Высказывает проницательные суждения, обладающие большим потенциалом воздействия.
  • Приводит примеры из опыта действий в подобных ситуациях, чтобы установить доверительные отношения и добиться большего взаимопонимания с клиентом.
  • Следит за выполнением работы в изначально установленные сроки, чтобы вызвать доверие со стороны клиента.
  • Продолжает работать в чётком соответствии с установленными сроками, чтобы не потерять доверие клиента.
  • Целенаправленно старается согласовать свои собственные сильные стороны с тем, что требуется клиентам.
  • Предоставляет необходимую основополагающую, “фоновую” информацию и данные, вводя новую концепцию.
  • Разрабатывает стратегию для активного продвижения на рынке консалтинговых услуг своей компании, в соответствии с культурными особенностями региона.
  • Предпринимает сознательные усилия, чтобы установить доверительные взаимоотношения с клиентом, принимая во внимание его личностную систему ценностей.
  • Предлагает клиенту практическую стратегию управления важными моментами взаимоотношений.
  • Сообщая клиенту информацию, старается уравновесить положительные и отрицательные моменты.
  • Незамедлительно обращается к рассмотрению или даже противодействию ситуации, которая может отрицательно повлиять на клиента или предприятие.
  • Не допускает давления на себя со стороны старших по должности, и, в то же время, не относится попустительски к своим подчиненным.

Стремление к личным достижениям

Высокопрофессиональным консультантам свойственно стремление всегда добиваться чего-то большего, выраженное в разумных пределах. Будучи ориентированными на конечный результат, консультанты не характеризуются чрезмерным педантизмом, желанием выполнить какую-то задачу безукоризненно, или самостоятельно выполнять задачи клиента. Сложные и многообразные реальные обстоятельства, в которых консультантам приходится работать, зачастую не позволяют использовать техническое решение, которое не является идеальным с точки зрения консультанта.

Консультанты-профессионалы должны действовать продуманно, соизмеряя своё стремление к совершенству и желание быть непревзойденными в своей области с реальными обстоятельствами. Так, они не должны пытаться использовать идеальное, с их точки зрения, техническое решение, если фактическая ситуация на предприятии клиента, или другие аспекты действительности, накладывают непреодолимые ограничения на использование данного решения.

Особенности поведения консультанта
 

  • Направляет внимание клиента непосредственно на то, над чем клиент может и должен работать.
  • Ставит перед клиентом максимально точные и конкретные задачи, к осуществлению которых клиент может приступить сразу же.
  • Контролирует то, какую оценку клиент даёт сотрудничеству на текущий момент.
  • Перед тем как порекомендовать использование определённого курса действий, оценивает потенциально сильные и слабые стороны клиента.
  • Никогда не забывает о проблемах, которые особенно актуальны на текущий момент. Формирует у клиента видение ситуации в будущем, направляя его внимание на многообразные возможности в будущем. Помогает клиенту взглянуть в будущее, нестандартно осмыслить ситуацию.
  • Помогает клиенту разрабатывать необходимые метрические показатели.
  • Привлекает внимание клиента к состоянию этих метрических показателей.
  • Помогает клиенту разрабатывать сложные для выполнения, но реалистичные планы и цели.

Стремление быть честным и справедливым

Профессиональный консультант уделяет должное внимание правам всех сторон, задействованных в проекте, и гарантирует принятие наиболее правильного с этической точки зрения решения, по отношению ко всем участникам. Поэтому, в общении с клиентом не допускаются двусмысленности, стиль общения в целом должен быть прямым и открытым. При этом консультант должен делать всё от него зависящее, чтобы избежать даже непреднамеренной дезинформации или пренебрежения интересами клиента или коллеги. В то время как взгляды консультантов должны быть в равной степени известны клиентам и коллегам, в то же время консультанты должны обладать способностью взглянуть на проблему беспристрастно. Консультанта не должны воспринимать как человека, заинтересованного в поддержке одной из конфликтующих сторон. Консультант должен производить на окружающих впечатление человека, всегда стремящегося к лучшему, отличающегося честностью и порядочностью.

Особенности поведения консультанта
 

  • Перед началом проекта консультант должен быть уверен в том, что клиент имеет чёткое представление о целях проекта, и действительно хочет достигнуть этих целей.
  • Занимается только той работой, которая в действительности полезна и позволяет оптимизировать работу клиента.
  • До начала проекта информирует клиента о расходах, связанных с данным проектом.
  • Рекомендует отложить выполнение работ, если основные участники на текущий момент не готовы посвятить себя выполнению проекта.
  • Рекомендует отменить или отложить выполнение той или иной работы, если сложившиеся условия не благоприятствуют успеху данного предприятия.
  • Отклоняет или пересматривает проекты, не совместимые с личными или корпоративными ценностями данной организации.
  • До начала проекта чётко формулирует свои требования или необходимые для выполнения работ условия и предъявляет их клиенту.
  • Критикует действия клиента или коллег, если они нарушают принципы справедливости; например, в случае дискриминации.

ДАЛЕЕ >>

 

 

 

 

К НАЧАЛУ

 

: миссия :: услуги :: реклама на сайте :: партнерская программа :: подписка/новости :
: поиск :: глоссарий :: faq :: письмо :

 
(с)1999-2001, михаил козлов
 

 
 

 

с 17.01.00:

Hosted by uCoz