СТ-Курс - дистанционное обучение сотрудников для развития Вашего бизнеса   

 

Развитие Бизнеса -> Начинаете бизнес? -> Бизнес планирование

Структура бизнес плана в формате программы Project Expert

Текстовое описание (полный список вопросов для формирования текстовой части проекта в формате Project Expert)

 

Содержание таблиц финансовых отчетов Project Expert

Отчет о прибылях и убытках

N Название строки Содержание
1 Валовый объем продаж 1. Суммарный объем продаж по всем продуктам за вычетом НДС. Продажи отображаются в момент поставки продукта покупателю.
2. "Другие поступления", отнесенные на сбыт.
2 Потери Потери от продаж, указанные в диалоге "Сбыт".
3 Налоги с продаж 1. Налоги, описанные в модуле "Налоги" и имеющие базы "Объем продаж" и "Объем продаж на экспорт".
2. Частные налоги, описанные в разделе "Нестандартные налоги" диалога "Сбыт".
3. Налоги, описанные в модуле "Налоги" и имеющие настраиваемую базу, если в их настройках указано "Выплачивать из статьи: Налоги с продаж".
4 Чистый объем продаж Вычисляется по формуле: 1 - 2 - 3
5 Материалы и комплектующие 1. Прямые издержки на производство продукции, описанные в диалоге "Производство", в разделах "Материалы и комплектующие" и "Другие издержки". Издержки указываются без НДС, в момент поставки продукта покупателю. См. также Комментарий 1.
2. Амортизация активов, в характеристиках которых установлен флаг "Отнесение амортизации на прямые издержки".
3. "Другие выплаты", отнесенные на прямые издержки.
6 Сдельная зарплата Прямые издержки на производство продукции, описанные в диалоге "Производство", в разделе "Сдельная зарплата". Издержки указываются в момент поставки продукта покупателю, с учетом налогов на зарплату. См. также Комментарий 1.
7 Суммарные прямые издержки Вычисляется по формуле: 5 + 6
8 Валовая прибыль Вычисляется по формуле: 4 - 7
9 Налог на имущество 1. Налоги, описанные в модуле "Налоги" и имеющие базу "Имущество".
2. Налоги, описанные в модуле "Налоги" и имеющие настраиваемую базу, если в их настройках указано "Выплачивать из статьи: Налог на имущество".
10 Административные издержки Платежи, описанные в разделе "Управление" диалога "Общие издержки". Суммы указываются за вычетом НДС. При указании задержки платежей изменяется дата выплаты в Кэш-фло, а даты списания сумм в отчете о прибылях и убытках соответствуют указанным в диалоге (это верно и для строк 11-15).
11 Производственные издержки Платежи, описанные в разделе "Производство" диалога "Общие издержки".
12 Маркетинговые издержки Платежи, описанные в разделе "Маркетинг" диалога "Общие издержки".
13 Зарплата административного персонала Платежи, описанные в разделе "Управление" диалога "План персонала".
14 Зарплата производственного персонала Платежи, описанные в разделе "Производство" диалога "План персонала".
15 Зарплата маркетингового персонала Платежи, описанные в разделе "Маркетинг" диалога "План персонала".
16 Суммарные постоянные издержки Вычисляется по формуле: 10+11+12+13+14+15
17 Амортизация Суммы амортизации активов стартового баланса и инвестиционного плана (за исключением активов, по которым амортизация отнесена на прямые издержки)
18 Проценты по кредитам 1. Проценты по кредитам (диалоги "Стартовый баланс/Кредиты", "Кредиты"
2. "Другие выплаты" с опцией "Выплачивать как: проценты по кредитам"
3. Выплата основного долга по лизинговым кредитам
19 Суммарные непроизводственные издержки Вычисляется по формуле 17+18
20 Другие доходы 1. "Другие поступления" с опцией "Отнести на статью: Другие доходы"
2. Доходы, получаемые при продаже актива по цене, превышающей его обычную стоимость
3. Доходы от ценных бумаг (диалоги "Стартовый баланс/Ценные бумаги", "Инвестиции")
4. Доход от продажи ценных бумаг по цене меньшей, чем цена покупки.
21 Другие издержки

1. Другие выплаты с опцией "выплачивать как: другие издержки".
2. Затраты по этапам инвестиционного плана, не относящиеся к активам.
3. Убытки при продаже ценных бумаг по цене меньшей, чем цена покупки.
4. Убытки при продаже актива по цене, меньшей, чем его  остаточная стоимость.
5. Лизинговые платежи.

22 Убытки предыдущих периодов Здесь отображается та часть аккумулированных убытков предыдущих периодов, списание которой проводиться в текущем месяце. (см. также Комментарий 2)
23 Прибыли до выплаты налога Вычисляется по формуле: 8-9-16-19-20-21-22
24 Суммарные издержки, отнесенные на прибыль 1. Часть процентов по кредитам, превышающая ставку LIBOR (если отнесение процентов установлено "С учетом ставки рефинансирования")
2. "Общие издержки" и "Другие выплаты", для которых в диалоге "Налоги" установлен флаг "Выплачивается из прибыли"
3. Из этой строки вычитается чистый объем продаж по продуктам, у которых в диалоге "Нестандартные налоги" установлен флаг "Не облагать   налогом на прибыль"
4. Из этой строки вычитаются "Другие поступления", для которых в диалоге "Налоги" установлен флаг "Не облагать налогом на прибыль"
25 Прибыль от курсовой разницы 1. Прибыли/убытки, образующиеся за счет задержек платежей при продаже.
2. Прибыли/убытки,  образующиеся за счет изменения курса за время существования ценных бумаг во второй валюте.
3. Прибыли/убытки,  образующиеся за счет изменения курса за время существования кредитов во второй валюте.
26 Налогооблагаемая прибыль Вычисляется по формуле: 23+24+25
27 Налог на прибыль 1. Налоги, описанные в модуле "Налоги" и имеющие базу "Прибыль"
2. Налоги, описанные в модуле "Налоги" и имеющие настраиваемую базу, если в их настройках указано "Выплачивать из статьи: Налог на прибыль"
28 Чистая прибыль Вычисляется по формуле: 23+25-27

Отчет о движении денежных средств

N Название строки Содержание
1 Поступления от продаж 1. Поступления от реализации готовой продукции, описанные в диалоге "Сбыт". Суммы отображаются на момент поступления денег на счет, с НДС
2. "Другие поступления", отнесенные на сбыт
2 Затраты на материалы и комплектующие 1. Затраты на закупку материалов и комплектующих, описанные в диалоге "Производство", в разделах "Материалы и комплектующие" и "Другие издержки" и в диалоге "Материалы и комплектующие". Затраты указываются на момент оплаты с НДС
2. "Другие выплаты", отнесенные на прямые издержки.
3 Затраты на сдельную заработную плату Затраты на сдельную оплату труда. Суммы указываются на момент платежа, без налогов на зарплату (налоги отображаются в строке "Налоги")
4 Суммарные прямые издержки Вычисляется по формуле: 2 + 3
5 Общие издержки Издержки, описанные, в диалоге "Общие издержки". Суммы отображаются на момент фактической оплаты (с учетом задержки платежей), с НДС.
6 Затраты на персонал Издержки, описанные, в диалоге "План персонала". Суммы отображаются на момент фактической оплаты (с учетом задержки платежей), без налогов на зарплату (налоги отображаются в строке "Налоги").
7 Суммарные постоянные издержки Вычисляется по формуле: 5 + 6
8 Вложения в краткосрочные ценные бумаги Кэш-фло от средств, вложенных и изъятых из краткосрочных (< 365 дн.) ценных бумаг. См. диалоги "Стартовый баланс / Ценные бумаги" и "Инвестиции".
9 Доходы по краткосрочным ценным бумагам Проценты, полученные по краткосрочным ценным бумагам.
10 Другие поступления "Другие поступления" с опцией "Отнести на статью: Другие доходы". С НДС.
11 Другие выплаты "Другие выплаты" с опцией "Выплачивать как: Другие издержки". С НДС.
12 Налоги Все налоговые платежи. Данная строка может иметь отрицательные значения если в настройках налогов указано "Переплаченный НДС: возвращается".
13 Кэш-фло от операционной деятельности Вычисляется по формуле: 1 + 9 + 10 - 4 - 7 - 8 - 11 - 12
14 Затраты на приобретение активов Платежи по этапам инвестиционного плана, относящимся к активам.
15 Другие издержки подготовительного периода Платежи по этапам инвестиционного плана, не относящимся к активам.
16 Поступления от реализации активов Поступления от продажи активов стартового баланса и инвестиционного плана.
17 Приобретение прав собственности (акций) Вложение средств в долгосрочные (> 365 дн.) ценные бумаги. См. диалоги "Стартовый баланс / Ценные бумаги" и "Инвестиции".
18 Продажа прав собственности; Средства, изъятые из долгосрочных ценных бумаг.
19 Доходы от инвестиционной деятельности Проценты, полученные по долгосрочным ценным бумагам.
20 Кэш-фло от инвестиционной деятельности Вычисляется по формуле: 16 + 18 + 19 - 14 - 15 - 17
21 Собственный (акционерный) капитал Платежи, описанные в диалоге "Акционерный капитал" (здесь указываются суммы, описанные в таблице, а не стоимость полученных акций)
22 Займы Поступления от займов (диалог "Займы")
23 Выплаты в погашение займов Выплаты в погашение займов (диалоги "Стартовый баланс / Займы" и "Займы").
24 Выплаты процентов по займам Выплата процентов (диалоги "Стартовый баланс / Займы" и "Займы")
25 Лизинговые платежи Все выплаты по лизинговым займам
26 Выплаты дивидендов Дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям.
27 Кэш-фло от финансовой деятельности Вычисляется по формуле: 21 + 22 - 23 - 24 - 25
28 Баланс наличности на начало периода Для первого месяца проекта равен сумме средств на счете в стартовом балансе. В дальнейшем, равен балансу наличности на конец периода для предыдущего месяца.
29 Баланс наличности на конец периода Вычисляется по формуле: 27 + 13 + 20 + 26

Баланс

N Название строки Содержание
1 Денежные средства Строка 28 из Отчета о движении денежных средств
2 Счета к получению 1. Счета, выставленные за поставленные товары, деньги по которым еще не получены (описывается задержкой платежей в диалоге Сбыт).
2. Счета к получению, описанные в Стартовом балансе.
3 Сырье, материалы и комплектующие 1. Материалы и комплектующие закупленные, но еще не использованные в производстве (без НДС).
2. Начальные запасы материалов и комплектующих, описанные в Стартовом балансе.
4 Незавершенное производство Материалы и комплектующие, использованные в производстве, которое на конец периода еще не закончено.
5 Запасы готовой продукции 1. Себестоимость произведенной продукции на складе
2. Начальные запасы готовой продукции, описанные в Стартовом балансе
6 Банковские вклады и ценные бумаги Ценные бумаги сроком < 12 месяцев, описанные в диалогах "Инвестиции" и "Стартовый баланс / Ценные бумаги".
7 Краткосрочные предоплаченные расходы 1. Предоплата за материалы и комплектующие, общие издержки и персонал.
2. Переплата по НДС 3. Активы типа "Предоплаченные расходы" со сроком амортизации < 12 мес.
8 Суммарные текущие активы Вычисляется по формуле: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7
9 Основные средства Вычисляется по формуле: 10 + 11
10 Накопленная амортизация Накопленная амортизация по всем активам проекта, включая износ активов стартового баланса.
11 Остаточная стоимость основных средств Вычисляется по формуле: 12 + 13 + 14 + 15 + 16
12 Земля Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Земля" и в диалоге "Стартовый баланс / Земля".
13 Здания и сооружения Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Здания и сооружения" и в диалоге "Стартовый баланс / Здания и сооружения", а также имущества в лизинге, поставленного на баланс, как "Здания и сооружения".
14 Оборудование Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Оборудование" и в диалоге "Стартовый баланс / Оборудование", а также имущества в лизинге, поставленного на баланс, как "Оборудование".
15 Предоплаченные расходы Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Предоплаченные расходы" и в диалоге "Стартовый баланс / Предоплаченные расходы", у которых срок амортизации > 12 мес.
16 Другие активы Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Другие активы" и в диалоге "Стартовый баланс / Нематериальные активы", а также имущества в лизинге, поставленного на баланс, как "Другие активы".
17 Инвестиции в основные фонды Незавершенные инвестиции, т.е. аккумулированные платежи по этапам инвестиционного плана, относящимся к незавершенным активам.
18 Инвестиции в ценные бумаги Ценные бумаги сроком > 12 месяцев, описанные в диалогах "Инвестиции" и "Стартовый баланс / Ценные бумаги".
19 Имущество в лизинге Стоимость имущества полученного по лизинговым займам. Сюда включается только имущество, не учитываемое на балансе арендатора стандартным образом (при включении соответствующей опции в диалоге “Банк. Система учета”).
20 Суммарный актив Вычисляется по формуле: 8 + 11 + 17 + 18 + 19
21 Отсроченные налоговые платежи 1. Начисленные, но еще не выплаченные налоги.
2. Налоги к уплате, описанные в Стартовом балансе.
22 Краткосрочные займы Заемные средства, которые должны быть возвращены в течение ближайшего года.
23 Счета к оплате 1. Задолженность поставщикам за материалы и комплектующие.
2. Задолженность по общим издержкам и персоналу.
3. Счета к оплате, описанные в Стартовом балансе.
24 Полученные авансы 1. Авансы от покупателей в счет будущих поставок (диалог "Сбыт"). 2. Авансы, описанные в Стартовом балансе.
25 Суммарные краткосрочные обязательства Вычисляется по формуле: 21 + 22 + 23 +24
26 Долгосрочные займы Заемные средства, которые должны быть возвращены в течение срока > 12 мес.
27 Обыкновенные акции Номинальная стоимость обыкновенных акций, описанных в диалогах "Акционерный капитал" и "Стартовый баланс / Акционерный капитал".
28 Привилегированные акции Номинальная стоимость привилегированных акций, описанных в диалогах "Акционерный капитал" и "Стартовый баланс / Акционерный капитал".
29 Капитал внесенный сверх номинала Разница между суммами, уплаченными акционерами, и номинальной стоимостью полученных акций.
30 Резервные фонды 1. Аккумулированные суммы прибыли направляемые на формирование резервов.
2. Начальные резервные фонды, описанные в Стартовом балансе.
3. Из этих сумм вычитаются аккумулированные Другие выплаты для которых установлено "Выплачивать как: расход резервов"
31 Добавочный капитал Капитал, полученный от переоценки активов (см. диалог "Список активов").
32 Нераспределенная прибыль Аккумулированная прибыль (Отчет о прибылях и убытках, строка 28) минус аккумулированные убытки предыдущих периодов.
33 Суммарный собственный капитал Вычисляется по формуле: 27 + 28 + 29 + 30 + 31 + 32
34 Суммарный пассив Вычисляется по формуле: 25 + 26 + 33

Комментарии к итоговым таблицам

Общий принцип отображения НДС в итоговых таблицах: Все суммы в Отчете о прибылях и убытках отображаются без НДС. В Кэш-фло суммы отображаются с учетом НДС.

  1. Если в стартовом балансе проекта указан начальный запас готовой продукции, то при его использовании себестоимость продуктов разносится в отчете о прибылях и убытках между строками "Материалы и комплектующие" и "Сдельная зарплата" пропорционально их соотношению, описанному в диалоге "Производство" на первый месяц проекта. Т.е., если в диалоге "Производство" описаны материалы, комплектующие и другие издержки на сумму 70 USD и сдельная зарплата на сумму 30 USD, а себестоимость продукции на складе - 50 USD, то при ее продаже в строке "Материалы и комплектующие" будет отображаться 35 USD, а в строке "Сдельная зарплата" - 15 USD (70/30 = 35/15).
  2. Строки 22, 23, 26 и 28 отчета о прибылях и убытках имеют нестандартный алгоритм получения квартальных и годовых значений (для остальных строк отчета о прибылях и убытках квартальные и годовые значения получаются суммированием соответствующих месяцев).

К НАЧАЛУ


Показатели эффективности проекта

Общие принципы

Начальные (инициативные) инвестиции
Для расчета показателей эффективности проекта все денежные потоки от его реализации должны быть сгруппированы в два основных потока: инвестиции и чистые поступления.

Поскольку под инвестициями могут пониматься не только затраты на капитальные вложения, но также вложения в оборотный капитал компании, выраженные в виде любых платежей, для выделения инвестиционных затрат нельзя использовать только денежные потоки от инвестиционной деятельности. Определим инвестиции, как график потребности в капитале для реализации проекта. Этот график можно получить из кэш-фло проекта, исключив из него все платежи, связанные с финансированием (поступления от кредитов, продажи акций, обслуживание долга и т.п.). Обратите внимание на то, что, хотя объем инвестиций будет совпадать с величиной привлеченных для реализации проекта средств, эти два понятия не следует путать, так как графики привлечения средств и инвестирования их в проект обычно не совпадают, а, с учетом дисконтирования, это приведет к разным суммам.

График инвестиций определяется следующим образом:

  • Вычисляем баланс наличности на конец каждого расчетного периода.
  • Первая полученная сумма дефицита полностью считается инвестиционными затратами. В дальнейшем, инвестиционными затратами считается не вся сумма дефицита, а только его прирост относительно максимального дефицита предыдущих периодов.

Рассмотрим это на примере:
Пусть кэш-фло проекта выглядит следующим образом:

 

1

2

3

4

5

6

Операционное кэш-фло 0 100 50 200 200 200
Инвестиционное кэш-фло -200 0 0 0 -200 0
Баланс на конец периода -200 -300 -250 -50 -50 150

Тогда:

Инвестиции

200

100

0

0

0

0

Чистые поступления

0

0

50

200

0

200

В данном случае инвестиционные затраты 5-го месяца для целей финансового анализа не рассматриваются как инвестиции, так как не требуют вложения дополнительных денег в проект. В то же время операционные затраты второго месяца требуют формирования дополнительного оборотного капитала и учитываются при анализе как инвестиции.

Следующим вопросом, который мы должны себе задать является анализ денежных потоков в течение одного расчетного периода. До сих пор нами предполагалось, что такой, например, проект:

 

1

2

3

Операционное кэш-фло 200 200 200
Инвестиционное кэш-фло -200 0 0
Баланс на конец периода 0 200 400

не требует финансирования, поскольку не содержит дефицита наличных средств. В реальности, однако, дефицит есть, но он покрывается в течение одного расчетного периода (месяца). Для того, чтобы избежать таких ошибок в будущем, мы будем относить все выплаты к началу периода, а все поступления - к его концу. В таблице кэш-фло эту операцию можно продемонстрировать, сдвинув все поступления проекта на один месяц позже:

 

1

2

 

4

Операционное кэш-фло 0 200 200 200
Инвестиционное кэш-фло -200 0   0
Баланс на конец периода -200 0 200 400

и, соответственно:

Инвестиции

200

0

0

0

Чистые поступления

0

200

200

200

Работая с Project Expert 5.2 Вы можете регулировать обработку таких ситуаций изменяя параметр “Какая доля выплат текущего месяца может быть профинансирована за счет поступлений того же месяца”. При низкой оборачиваемости средств (> 1 мес.) этот показатель следует установить равным 0, при высокой оборачиваемости - увеличить до 100 % или меньше (если, например, деньги, вложенные в продукцию, возвращаются к Вам в течение 3-х дней, коэффициент надо установить равным 90%). Хотя такое регулирование остается не совсем точным, оно все же позволяет учесть денежные потоки проекта с точностью, превышающей шаг расчета (1 месяц).

Полученные таким образом графики инвестиционных затрат и чистых поступлений мы и будем использовать при расчете показателей эффективности проекта.

Учет финансирования

Денежные потоки, связанные с финансированием проекта (включая обслуживание долга и дивиденды) исключаются из рассмотрения. Это необходимо для того, чтобы оценить способность проекта как такового генерировать денежные потоки, без учета того, откуда будут взяты средства на его реализацию (анализ схемы финансирования проекта делается отдельно). Эта методика несколько отличается от подхода, принятого в Project Expert 5.0 и 5.1. При необходимости, Вы можете вернуться к старому методу расчета установив флаг “Учитывать проценты по кредитам” в настройках расчета показателей эффективности. В этом случае затраты на финансирование проекта будут включены в расчет.

Шаг дисконтирования

Все расчеты показателей эффективности ведутся с шагом, равным одному месяцу. Месячная ставка дисконтирования получается из годовой по следующей формуле:

Показатели эффективности

Период окупаемости

Период окупаемости - это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом.

Расчет показателя:

,где

Investments - начальные инвестиции
CFt - чистый денежный поток месяца t
PB - период окупаемости

Для того, что бы проект мог быть принят, необходимо чтобы срок окупаемости был меньше длительности проекта.

Дисконтированный период окупаемости

Дисконтированный период окупаемости рассчитывается аналогично простому периоду окупаемости, однако при суммировании чистого денежного потока производится его дисконтирование.

Расчет показателя:

,где

Investments - начальные инвестиции
CFt - чистый денежный поток месяца t
r - месячная ставка дисконтирования
DPB - дисконтированный период окупаемости

Средняя норма рентабельности

Средняя норма рентабельности представляет доходность проекта как отношение между среднегодовыми поступлениями от его реализациями и величиной начальных инвестиций.

Расчет показателя:

,где

Investments - начальные инвестиции
CFt - чистый денежный поток месяца t
N - длительность проекта (в годах)

Чистый приведенный доход

Расчет показателя:

,где

Investments - начальные инвестиции
CFt - чистый денежный поток месяца t
r - месячная ставка дисконтирования

Индекс прибыльности

Расчет показателя:

,где

Investments - начальные инвестиции
CFt - чистый денежный поток месяца t
r - месячная ставка дисконтирования

Внутренняя норма рентабельности

Расчет показателя:

,где

Investments - начальные инвестиции
CFt - чистый денежный поток месяца t
IRR - внутренняя норма рентабельности

Проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности. Значение требуемой нормы рентабельности определяется инвестиционной политикой компании.

Модифицированная внутренняя норма рентабельности

Для того, чтобы дать определение модифицированной внутренней нормы рентабельности, рассмотрим, сначала, понятие будущей стоимости проекта.

Будущая стоимость проекта (Terminal value) - стоимость поступлений, полученных от реализации проекта, отнесенная к концу проекта с использованием нормы рентабельности реинвестиций. Норма рентабельности реинвестиций, в данном случае, означает доход, который может быть получен при реинвестировании поступлений от проекта.

,где

R - норма рентабельности реинвестиций (месячная)
N - длительность проекта (в месяцах)
CFt - чистый денежный поток месяца t

Модифицированная внутренняя норма рентабельности определяется как ставка дисконтирования, при которой выполняется следующее условие:

,где

COt - выплаты месяца t
r - требуемая норма рентабельности инвестиций (месячная)
N - длительность проекта (в месяцах)
MIRR - модифицированная внутренняя норма рентабельности (месячная)

Т.е., для расчета показателя, связанные с реализацией проекта платежи приводятся к началу проекта с использованием ставки дисконтирования, основанной на стоимости привлеченного капитала (ставка финансирования или требуемая норма рентабельности инвестиций), а поступления от проекта приводятся к его окончанию с использованием ставки дисконтирования, основанной на возможных доходах от реинвестиции этих средств (норма рентабельности реинвестиций). После этого, модифицированная внутренняя норма рентабельности определяется как ставка дисконтирования, уравнивающая две этих величины (приведенные выплаты и поступления).

Длительность

Длительность - показатель, характеризующий величину чистого денежного потока, создаваемого проектом. Его можно интерпретировать как средний период времени до момента, когда проект начнет давать прибыль. Расчет показателя:

,где

CFt - чистый денежный поток месяца t
r - месячная ставка дисконтирования
PV - суммарный денежный поток проекта, рассчитываемый по формуле:

 

Структура бизнес плана, описанная на этой странице, © 1998-1999, Pro-Invest Consulting

 

 
К НАЧАЛУ
 

: миссия :: услуги :: реклама на сайте :: партнерская программа :: подписка/новости :
: поиск :: глоссарий :: faq :: письмо :

 
(с)1999-2001, михаил козлов
 

 
 

 

с 17.01.00:

Hosted by uCoz