|
|||||||
Развитие
Бизнеса > Развиваете
бизнес? > Кадры и
персонал
Гендерные аспекты менеджмента: женщины и мужчины руководителиАнна Чернобровкина,
Консультант Назначение Валентины Матвиенко на одну из высших позиций в государственном управлении разогрело, поутихшие было споры – кто же лучше управляет организацией: мужчина или женщина? В психологии сравнение женского и мужского стиля, поведения описывается в терминах гендерных различий. Под словом «гендер» понимается психологический пол человека – специфически свойственные мужчине либо женщине поведение, ценности, идеалы, с которым они себя соотносят. Количество литературы, посвященной анализу данной проблемы в феминистских работах можно мерить гигабайтами. В основном это работы, посвященные описанию борьбы со стереотипами, с которыми столкнулись женщины в США и Западной Европе, решив сделать карьеру в бизнесе. Например, активно обсуждался вопрос, а стоит ли вообще женщине заниматься бизнесом, не лишает ли ее это занятие женственности. В качестве аргументов против женской карьеры в бизнесе приводились примеры того, как женщины, занимая высокие посты, становились жесткими, резкими, непривлекательными, теряли семьи – другими словами переставали быть женщинами в психологическом плане, копируя мужской стиль поведения. Объяснялась складывающаяся ситуация тем огромным сопротивлением, которое оказывалось женщине-руководителю со стороны персонала, прежде всего – со стороны мужчин, которыми она руководила. Описаны даже случаи, когда мужчины подчиненные кооперировались с мужчинами-руководителями и провоцировали женщин-начальниц на несанкционированные действия, чтобы добиться ее профессиональной дискредитации. Другой значительный пласт литературы посвящен сравнительному анализу зарплат, иллюстрирующему скрытую дискриминацию женщин в оплате их труда. Фактически, я могу навскидку назвать только один род деятельности, где ситуация складывается наоборот – женщины получают по умолчанию больше, чем мужчины – это модельный бизнес. Однако большая часть западных исследований практически малоприменима к российской действительности. И связано это с тем, что на Западе бизнес считался традиционно мужской епархией. Женщина, решившая заняться, к примеру, финансовым менеджментом осуждалась обществом так же, как если бы ее российская коллега решила положить жизнь на добычу угля в шахте, или заняться тяжелой атлетикой. Начнем с того, что в
Советском Союзе была всем известная
квота на присутствие Мы видели их на экранах наших телевизоров, читающих доклады на очередных Съездах и конференциях. Кроме того, наши женщины исторически получали отличное образование не только гуманитарного, но и технического профиля. Высшее образование было почти обязательным, особенно в крупных городах. На западе женщины пришли в бизнес, подавляющее количество позиций в котором уже много лет занимали мужчины (иногда гендерная ситуация в управлении тех лет описывается как «мужской заповедник»). Женщины выполняли преимущественно обслуживающие функции – секретари, офис-менеджеры (кухарка, делопроизводитель и уборщица в одном лице). Наша специфика в том, что женщины и мужчины начали заниматься бизнесом одновременно. С началом перестройки у нас были компетентные руководители – как мужчины, так и женщины. Они имели опыт управленческой деятельности, одинаково высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания: руководителей своего пола. Поэтому у мужчин и женщин оказались во многом равные стартовые позиции и тот факт, что женщины занимаются управлением, никого у нас не шокирует. Более того, российским бизнес-леди было намного проще влиться в мужскую культуру предпринимательства. Они имели перед глазами отличный образец для подражания в лице западных женщин-менеджеров, нашедших управленческий стиль, который позволял им оставаться женственными, привлекательными и эффективными в управлении. Однако если проанализировать оргструктуру практически любой крупной российской фирмы можно увидеть, что: а) в большинстве
случаев, президентом является мужчина Чаще всего женщина
занимает позицию одного из вице-президентов.
Мало кто сейчас оспорит, что при прочих
равных, при назначении на руководящие
посты, предпочтение в подавляющем
большинстве случаев отдается мужчине.
Чем руководствуются мужчины-руководители,
делая при назначении на руководящую Причина, по-видимому, кроется в том, что мужчина воспринимается в качестве руководителя как нечто само собой разумеющееся. Женщине же надо доказать, что она компетентна и справится с руководством. Сопоставляя данные, полученные при анализе эффективности руководства мужчин и женщин, вырисовывается любопытная картина. При сравнении успешности по шести позициям, мужчина более «эффективен» чем женщина при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств («зажигает» персонал на достижение целей). А женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений – она с большей эффективностью использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля,
то мужчины и женщины реализуют его
одинаково успешно. Мне, как психологу, было интересно понять, что в нашем воспитании и культуре способствует развитию личностных качеств, которые, в дальнейшем, помогают женщине оптимально управлять психологическим климатом, тонко чувствовать ценности и интересы подчиненных? Почему, при равном уровне развития аналитических способностей, мужчине легче дается выделение приоритетов, которые потом преобразуются в стратегические и тактические цели организации? И главное, что необходимо сделать руководителю, какие задачи поставить перед тренинг-менеджером, чтобы его сотрудники научились использовать не только свои привычные гендерные модели, но и модели противоположного пола. Кое-что в этом
направлении уже сделано. Но это, как
писали Стругацкие, совсем (Продолжение следует)
|
|
||||||
с 17.01.00 >> |
|||
|
|
|