СТ-Курс - дистанционное обучение сотрудников для развития Вашего бизнеса   

 
   

Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Финансы и учет > Корпоративные финансы > Инвестиционный менеджмент

Инвестиции в информационные технологии. Проблема выбора финансово-экономической системы.

Г.Е.Хомякова, Центр Исследований Экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис"

Конференция "Роль аналитика в управлении предприятием" Москва, 29 июня 2001 года.
Организатор: Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ», Санкт-Петербург

1. Тенденции рынка финансово-экономического программного обеспечения.

Менеджер любой компании понимает, что эффективное управление компанией сегодня не возможно без использования информационных технологий. Наш десятилетний опыт исследования рынка финансово-экономического программного обеспечения позволяет нам определить происходящие тенденции в спросе и предложении на этом рынке. Если в начале 90-х годов 20 века был высокий спрос на бухгалтерское программное обеспечение и учет, так называемой быстрой торговли (торгово-складское программное обеспечение), то в настоящее время этот спрос в большей части удовлетворен. Сегодня стоит задача обеспечить необходимой информацией каждого менеджера предприятия для эффективного принятия управленческих решений. То есть, стоит задача - в едином информационной поле данных обеспечить различные структуры предприятия необходимой функциональной насыщенностью. Мы уже привыкли к терминам и функциям, которые не были востребованы в начале 90-х годов: маркетинг, логистика, управленческий учет, финансовый анализ, бюджетирование, оценка инвестиционных проектов и т.п. Казалось бы, предложения предоставляются в избытке на рынке автоматизированных финансово - экономических систем. Мы знаем сотни программ, которые решают в той или иной степени отдельные вышеперечисленные функции, и десятки крупных информационных систем, которые все эти функции решают в комплексе.

Когда речь заходит о возможности (необходимости) спроектировать автоматизированную модель управления предприятием, то появляются новые термины. В Росси идут дебаты, как это называть - корпоративные информационные системы (КИС) или корпоративные системы управления (КСУ). Западные аналитики ввели свои термины и соответствующие им стандарты: MRP, MRPII, ERP и т.п., которые продвигаются на российский рынок дистрибуторами западных автоматизированных систем. Надо отдать должное западным аналитикам, что под определенным термином (MRPII) подразумевается четко разработанный стандарт. Поскольку в Росси аналогичного стандарта нет, то российские разработчики ПО взяли эти термины на вооружение, и на наш взгляд, поспешно декларируют о соответствии тому или иному международному стандарту. Например, всем известная и уважаемая нами фирма Интеллект-сервис заявляет о соответствии своей разработки БЭСТ-ПРО стандарту MRPII. Убедительно доказать соответствие этой разработки всем 16 пунктам указанного стандарта не решится, скорее всего, ни один менеджер этой фирмы. И вообще, скольким пунктам этого стандарта необходимо удовлетворять, чтобы автоматизированную систему в целом можно было отнести к стандарту МRPII? На этот вопрос вряд ли кто сможет ответить, во всяком случае, в России.

Это я говорю к тому, что когда к нам приходит клиент и просит подобрать ERP (MRP, MRPII) - систему для автоматизации управления его предприятием, наши консультанты, прежде всего, выясняют, какие требования он предъявляет к этой системе.

Чаще всего, он не может четко сформулировать необходимые требования, а термин этот слышал на последнем семинаре по автоматизации. Во время дальнейшей беседы или обследования предприятия выясняется, что не всегда нужна именно ERP или MRP система.

Выбор финансово-экономической системы (ФЭС) - самостоятельный инвестиционный проект

Задачи, решаемые экспертом при подборе ФЭС, сродни задачам аналитика предприятия, разрабатывающего инвестиционный проект.

Методика работы с клиентом.

Методика работы с клиентом и подбора ФЭС для автоматизации управления на конкретном предприятии строго структурирована и опробована в течение последнего десятилетия на примере многих предприятий.

Она состоит в следующем.

Мы предлагаем несколько видов работ:

  • аналитические обзоры
  • аналитические справки и экспертные заключения
  • тендер.

Эти виды работ разнятся степенью погружения в решение конкретной проблемы.

Клиент выбирает необходимый ему вид работы.

В зависимости от выбранного вида работ клиент заполняет экспресс опросник или наши эксперты обследуют предприятие с целью определения степени готовности предприятия к автоматизации.

1 этап. Определяются ряд показателей:

  • инициатор проекта и его значимость на предприятии;
  • виды деятельности;
  • группы интересов;
  • группы влияния;
  • стиль предприятия;
  • морально-психологический климат;
  • организационно-штатная структура;

По результатам ответов или обследования предприятия делается предварительная оценка готовности предприятия к автоматизации.

2 этап. Сбор конкретной информации.

  • изучение существующих бизнес процессов и степень их формализации;
  • определение задач, подлежащих автоматизации;
  • уровень знаний специалистов предприятия в области информационных технологий;
  • определение "узких" мест;
  • определение потенциально-возможного уровня автоматизации и т.п.

По результатам 2-ого этапа вносятся коррективы в оценку готовности предприятия к автоматизации.

Работы по подбору ФЭС могут быть прерваны на любом этапе работ, если они признаются обеими сторонами не целесообразными.

При условии готовности предприятия к автоматизации, разрабатываются ряд показателей и критических факторов, по которым ведется отбор.

3. Методика отбора состоит из трех этапов.

1 этап. Метод исключения.

Собирается информация обо всех ФЭС и фирмах - потенциальных поставщиков решения. По определенным ранее критическим (исключающим) факторам ведется фильтрация на соответствие ФЭС или фирмы хотя бы одному фактору. В результате прохождения чрез это "крупное сито" остаются, как правило, не более 10-20 фирм- поставщиков решения.

2 этап. Метод предпочтений.

Идет сравнительный анализ по ряду разработанных ранее показателей.

Суммарный набор положительных показателей выводит 2-3 (редко 4) фирмы с их решениями в окончательный отбор.

3 этап. Процесс принятия окончательного решения.

В случае тендерных торгов тендерный комитет, предлагает лидерам отбора выполнить ряд работ. По результатам выполненных работ дается окончательная оценка в принятии решения.

В случае выполнения других видов работ, наши эксперты выставляют рейтинги фирм-поставщиков решения, предлагают окончательный выбор сделать клиенту самостоятельно.

Рейтинг фирм выстраивается для конкретного проекта, под решение определенных задач.

4. Обзор возможных решений.

1 вариант. По классификатору международной терминологии.

  • Условное деление на классы: крупные, средние и мелкие предприятия.
  • В выбранном классе соответствие автоматизированной системы международному стандарту: MRP, MRPII, ERP, CRM и т.п.

2 вариант. По классификатору Х конкурса ФЭС "Бизнес-Софт 2001".

  • Информационно-справочные системы.
  • Автоматизация бухгалтерского учета.
  • Автоматизация экономического анализа.
  • Автоматизация планирования, управления, маркетинга.
  • Автоматизация работы с кадрами.
  • Документооборот.
  • Комплексные системы автоматизации управления.
  • Специализированные отраслевые решения.

 

 

 

 


К НАЧАЛУ

 
На домашнюю страницу

Информация о правах и ответственности автора

Отправьте нам Ваши замечания, предложения или вопросы

О проекте Развитие Бизнеса . РУ

с 17.01.00 >>

туры для школьников. ноутбуки sony. стоимость синтезатора
Hosted by uCoz