|
|||||||
Развитие Бизнеса > Развиваете бизнес? > Финансы и учет Внедрение систем бухгалтерского учета. Проблемы и решения.Мария
Сироткина, Старший консультант, Статья была впервые опубликована в "Accounting
Report Russian Edition" (сентябрь/октябрь 1999
года), издаваемом ВведениеСовременные быстро меняющиеся условия оказывают постоянное давление на все предприятия, начиная с семейного производства и кончая крупными международными корпорациями. Сокращение затрат и повышение качества обслуживания клиентов невозможны без точной, полной и своевременной управленческой информации. Управленческие информационные системы призваны помочь в достижении данных целей. Однако процесс внедрения таких систем сопряжен со многими проблемами, в том числе с технологическими, психологическими и законодательными аспектами, а также с необходимостью управления изменениями и т.д. Одним из основных факторов успеха является четкое понимание как проблем, так и экономических выгод от реализации системы. Кроме того, к проектам по внедрению управленческих информационных систем в России предъявляется ряд особых требований, таких как возможность ведения бухгалтерского учета по двум стандартам (российским и международным) и в двух валютах. Наш опыт показывает, что есть целый ряд причин, в силу которых у российских компаний возникает потребность использовать и российские принципы учета, и Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО):
Технические решения для ведения учета по двум стандартамПотенциальным пользователям следует осознавать, что ни один программный комплекс не может сам по себе обеспечить автоматический ввод проводок согласно МСФО, GAAP или какому-либо иному стандарту отчетности. Они только помогают в данном процессе. Обычно система поддерживает наборы взаимосвязанных таблиц и параметров, которые необходимо заполнить и настроить в соответствии с конкретными требованиями предприятия. В ряде систем могут существовать типовые планы счетов с базовой конфигурацией. Тем не менее, окончательная адаптация к конкретному предприятию в любом случае входит в обязанности группы, осуществляющей внедрение системы. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению конкретных вопросов, связанных с внедрением учета по двум стандартам, следует привести краткий обзор возможных технических решений. На практике выбор одного из них зависит от целого ряда факторов, в том числе от требуемого уровня детализации, предусмотренного бюджета, технических возможностей системы, срока осуществления проекта и наличия достаточного числа сотрудников с соответствующими навыками. Краткий обзор возможных решенийИмеются следующие варианты:
Преимущества и недостаткиКаждый из рассмотренных выше вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Несмотря на то, что первое решение представляется наиболее дешевым, оно может оказаться неадекватным и достаточно трудно реализуемым на практике. При относительно простой структуре и настройках для реализации данного решения требуются достаточно сложные отчеты, генерация которых может оказаться затруднительной, не говоря уже об их поддержке в будущем. Кроме того, необходимо уделить особое внимание корректировкам в соответствии с МСФО. Более жизнеспособной является вторая альтернатива с использованием трансформации в конце отчетного периода. Один из основных недостатков заключается в том, что информацию, подготовленную по МСФО, можно получить только в конце периода, причем после завершения основного процесса трансформации приходится еще вносить корректировки. С другой стороны, процесс трансформации (после соответствующей настройки) может осуществляться автоматически либо полностью, либо частично. Ответственность за проведение трансформации и внесение соответствующих корректировок при этом может быть возложена на одного человека, хорошо знакомого с правилами ведения учета по МСФО. Преимуществом этого подхода является то, что рядовым сотрудникам бухгалтерии, осуществляющим ежедневный учет операций, не нужно обладать навыками работы по МСФО. Ситуация меняется кардинальным образом при выборе третьей альтернативы. Данное решение позволяет обеспечить в любой момент времени наибольшую детализацию информации для учета по МСФО. Однако использование этого подхода приводит к более сложной структуре планов счетов и предварительно настроенных типовых операций. В отдельных случаях сотрудникам бухгалтерии, отвечающим за ввод операций, потребуется хорошее знание различий между российским учетом и МСФО. Кроме того, данный подход не решает проблему необходимости дублирования записи операций по МСФО, которые нельзя напрямую трансформировать из операций по российским стандартам, например, при учете основных средств. Окончательный выбор альтернативы зависит от различных факторов, в том числе от стоимости программного обеспечения и его реализации, специфики предприятия и т.д. Однако перед тем, как выбирать конкретный подход, следует взвесить все преимущества и недостатки альтернативных вариантов. Проблемы внедрения систем, связанные с различиями между российскими стандартами и МСФОВ результате реформирования российских стандартов в соответствии с МСФО должно исчезнуть большинство проблем, возникающих при реализации учета по двум стандартам. Однако в настоящее время проблема все еще стоит на повестке дня. Ниже перечислены основные различия между российскими стандартами и МСФО, которые важно учитывать при внедрении систем и особенно при использовании третьего подхода.
Перечень различий между российским учетом и МСФО, оказывающих существенное влияние на процесс внедрения системы, может быть продолжен и далее. В связи с этим данную сферу необходимо рассматривать как сопряженную с риском и требующую особого внимания со стороны консультантов, которые осуществляют внедрение системы, а также активного участия главного бухгалтера и других специалистов предприятия. Общие проблемы внедрения и роль консультантовСписок проблем, возникающих в ходе проекта по внедрению системы и после начала ее эксплуатации, не ограничивается описанными выше. У всех проектов по внедрению управленческих информационных систем имеются общие элементы, которые, на наш взгляд, так же нуждаются в кратком анализе. Управление проектомВо-первых, хотя внедрение системы и выглядит как задача чисто технического характера, крайне опасно недооценивать значимость человеческого фактора. Воздействие изменений, негативное отношение людей к изменениям и конфликтующие интересы различных групп следует учитывать и оценивать на наиболее ранней стадии с тем, чтобы обеспечить разработку стратегии, которая позволяет преодолеть любые ситуации, препятствующие успешному осуществлению проекта. Обеспечение достаточно высокой степени участия сотрудников компании-клиента всегда представляет проблему в ходе подобного рода проектов. Какой бы высокой ни была квалификация консультантов, участие ключевых сотрудников самой компании является обязательным. Одна из задач менеджера проекта - контроль за сроками окончания отдельных этапов и организация процесса таким образом, чтобы предотвратить постоянные переносы сроков завершения проекта в связи с окончанием месяца, отчетного года, отпусками, больничными листами, прочими реальными и мнимыми предлогами. Организация и управление проектом представляет собой сложную задачу, для выполнения которой необходим разносторонний опыт работы не только в технической области, но и в сфере управления персоналом. Принять решение о том, какую стратегию использовать, совсем не просто, учитывая то, что консультанты зачастую оказываются в ситуации, когда им приходится оказывать определенное давление на сотрудников фирмы-клиента, хотя статус им этого не позволяет. Определение потребностей предприятияЕще одной важной задачей является определение реальных потребностей предприятия. Очень часто пользователи предъявляют завышенные требования, стремясь автоматизировать и формализовать каждый шаг в новой системе. Если бы проектная группа пошла по данному пути, ей пришлось бы создавать слишком сложную систему, настройка, управление и эксплуатация которой были бы весьма трудной задачей. Поэтому здесь всегда нужен определенный компромисс, который невозможен без глубокого понимания основ функционирования предприятия. Кроме того, до внедрения системы зачастую бывает необходимо провести диагностику предприятия и оптимизацию ключевых бизнес-процессов. Управление изменениями и контроль за обновлением версийВпоследствии в ходе проекта следует предусмотреть процедуры управления изменениями, которые обеспечили бы своевременный анализ целесообразности и оценку стоимости каждого изменения в дизайне системы, осуществляемого по запросу пользователей. Часто такие запросы возникают в связи с изменением нормативных требований, пересмотром российских или международных стандартов финансовой отчетности. Иногда в систему приходится вносить массу корректировок даже при незначительном изменении стандартов. Тем не менее, современные управленческие информационные системы обычно отличаются достаточной гибкостью и способны отражать изменения внешних условий. То же самое относится к установке новых версий системы. Обычно это делается в целях расширения функциональных возможностей системы и корректировки недостатков более ранних версий программного обеспечения. Однако при каждом последующем обновлении проектная группа рискует столкнуться с необходимостью повторной настройки и тестирования параметров системы. Обучение пользователейОбучение пользователей является еще одним важным фактором успешной реализации всего проекта. Следует разработать соответствующую стратегию с учетом объема работ и затрат на их проведение. Проектной группе необходимо решить, как организовать весь процесс обучения: для всех сотрудников или только для ключевых пользователей, которые затем обменяются полученными знаниями с остальным персоналом. Перенос данныхПеренос данных из старой системы в новую - важная задача, имеющая большое значение для успешного осуществления всего проекта. Обычно к моменту внедрения новой системы у предприятия уже накоплены данные о хозяйственных операциях за длительный промежуток времени, которые следует загрузить в новые базы данных. При выполнении данной задачи необходимо найти компромисс между стремлением осуществить как можно более плавный переход на новую систему, которая содержала бы все имеющиеся данные, и обеспечить минимум затрат на ввод такого рода информации. Таким образом, важно определить реальные потребности в отношении начальных данных (их вид, степень детализации, охватываемый период, возможность ограничиться только вводом входящих сальдо). Кроме того, следует рассмотреть вопрос достоверности данных и их верификации, особенно если раньше в компании не использовалась качественная интегрированная система. В частности, различные отделы могли работать с разными программными продуктами, при этом одни из них являлись стандартными и относительно простыми, а другие могли быть разработаны на самом предприятии. Такая организация работы обычно влечет за собой увеличение объемов документации и необходимость повторного ввода одних и тех же данных в различные системы, что в свою очередь приводит к росту числа ошибок. Кроме того, при переносе данных может потребоваться сбор дополнительной информации, так как новая система способна обеспечить поддержку большего количества системных параметров и главных файлов (например, дополнительные уровни классификации покупателей и поставщиков, несколько пунктов назначения, различные центры калькулирования затрат и т.п.). После определения требований и объемов работы следует изучить различные подходы к вводу данных. Существуют следующие варианты:
Какой бы ни был выбран вариант, для его осуществления потребуется координация работы всей проектной группы. Поддержка системы после запуска в эксплуатациюПосле завершения настройки и тестирования системы, а также после обучения всех пользователей остаются еще две задачи - организовать запуск новой системы и обеспечить наличие соответствующих средств поддержки ее функционирования после ухода консультантов. Существуют два варианта запуска системы: либо параллельная работа вместе со старой системой, либо полный запуск новой системы после того, как "все мосты сожжены", т.е. когда старая система полностью прекращает работу. В первом случае сбой новой системы менее опасен для всего предприятия, однако, будет гораздо труднее приступить к ее полномасштабному использованию. Кроме того, дополнительному давлению подвергаются конечные пользователи, так как им приходится проделывать двойную работу в обеих системах. Второй вариант может оказаться более рискованным, если не была обеспечена высокая степень надежности работы новой системы. В случае неудачи, если компании придется вернуться к старой системе, вряд ли в скором будущем у нее появится еще одна возможность запуска новой системы. Чувство общего разочарования и неудовлетворенности окажут гораздо более негативное воздействие, чем любые технические проблемы. Для предотвращения подобной ситуации следует провести тестирование системы до начала ее эксплуатации. И последняя, но отнюдь не менее важная задача заключается в обеспечении поддержки системы после ухода консультантов. Наш опыт показывает, что в самой компании должен быть человек, отвечающий за поддержку и дальнейшее развитие системы. Им может стать новый, специально нанятый специалист, однако в идеале этот человек должен принимать участие в работе проектной группы с самых ранних этапов проекта. Это наиболее оптимальный подход, так как клиенту в будущем не придется целиком и полностью зависеть от консультантов, , как это ни печально для последних.
|
|
||||||
с 17.01.00 >> |
|||
|
|
|